… или каждой твари по паре?

Начнем с того, что в фильме «Лобстер» режиссеру Йоргосу Лантимосу получилось создать, пожалуй, одну из самых пугающих утопий со следующей моделью общества: человек создан для того, чтобы создавать пары с другими особями. Причем, со своей «половинкой» у вас обязательно должно быть что-то общее (физиологически): склонность к хромоте, заиканию, кровотечению из носа и так далее. Одиночество преследуется по закону. Для того, чтобы найти себе пару, вас отправляют в специальный отель, где вы обязаны обзавестить спутником жизни в течение 45 дней, попутно «охотясь» на таких же как вы одиночек, продлевая себе срок пребывания в отеле. Если все проходит успешно, и вы находите пару, вас отправляют в номер для двоих. Если в совместной жизни возникают проблемы, вам дают ребенка, который будет называть вас «папой» или «мамой». Если же не получается — в специальной комнате вас превращают в животное. Благо, какое пожелаете. Как вам такой «Дом-2: построй свою любовь»?

lobster

Главный герой фильма — Дэвид (Колин Фарелл) — полный неудачник. После расставания с супругой, с которой прожил 12 лет, он приходит в Отель со своим братом, превращенным в собаку. Находясь в постоянной депрессии, что не удивительно, он не находит вторую половинку. Излишняя чувствительность и желание выжить приводят его в лес к сбежавшим одиночкам. Где он и находит свою любовь в лице Близорукой женщины (Рейчел Вайс). Но в лесу уже другие условия. «Мы все танцуем только сами с собой. Поэтому мы слушаем только электронную музыку». Любые привязанности тут строго наказываются беспристрастной Надзирательницей (Леа Сейду). Но любовь сильнее.

lobster review

Такие вот крайности.
Весь фильм представляет собой такое зрелище, которое одновременно и вызывает отторжение, и от которого не можешь оторваться. В каждом из образов находится что-то знакомое. И практически в каждом герое находятся свои слабости, и в каждом есть «скрытое дно». Будь то обман во спасение: герой Бена Уишоу обманывает свою «супругу», страдающую кровотечениями из носа и разбивает себе нос, а Дэвиду приходится имитировать бессердечие, чтобы сблизиться с партнершей в отеле. Тайная любовь: жесткая Надзирательница привязывается к горничной отеля, становясь с ней своего рода одним целым. Дэвиду и его возлюбленной приходится в лесу скрывать свои отношения, а в городе — наоборот, притворяться супругами. Казалось бы, утопия. Но разве не похоже ли это на современное общество (особенно, в России), одержимое созданием ячейки общества? Едва тебе исполняется 20-25 лет, все от тебя ждут одного — «когда жениха\невесту нам приведешь». И не приведи Господь, задержаться в холостяках после 30-ти! Это ли не крайность? Это ли не описанный Лантимосом мир, где личность как отдельная единица не имеет ценности?

the-lobster-2015-movie

«Лобстер» не зря получил главный приз Каннского кинофестиваля. Помимо крепких актерских работ, он прекрасно снят. В целом, такое ощущение, как если бы Ларс фон Триер времен «Меланхолии» встретил Стэнли Кубрика. Он заставляет о многом задуматься. Причем, тут хватит на всех: и на убежденных холостяков, и на ребят в активном поиске и на семейные пары.