Мрачная сказка богини российского кинематографа


Посмотрела «Северный ветер» в день премьеры, и до сегодняшнего дня смаковала чувства, которые у меня вызвал фильм. Ведь если мысленно возвращаешься к образам  в течение нескольких дней — значит, это «оно». С этим фильмом именно так.

«Северный ветер» — очередная мрачная сказка от «богини» российского кинематографа, самая масштабная, самая продуманная и сложносочинённая её история. С первого же кадра под убаюкивающий голос самой Ренаты мы попадаем в волшебный мир, отдалённо напоминающий Москву 30-х годов. Мрачный особняк и его обитатели готовятся отмечать Новый год, всеобщий любимый праздник. Собирается большая семья во главе с Вечной Алисой (92-летняя  Татьяна Пилецкая) и Маргаритой (Рената Литвинова). В этом мире царит матриархат, всё решают женщины. А клан необычный: только у них есть запасной «тринадцатый» час, который позволяет изменить всё и переселиться в другой мир. В особенный Новый год сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) знакомит семью со своей невестой, очаровательной Фанни (Ульяна Добровская, дочь Литвиновой).

Эта ночь — наивысшая точка семьи, радости и достатка. Далее повествование проводит нас через бесчётное множество таких же праздничных ночей, но с каждым годом клан будет дряхлеть. И мы узнаем, что всё началось с того, что погибла красавица Фанни, а Бенедикт от горя женился на её родной сестре Фаине (Софья Эрнст). И эта отметка, эта смерть привела к гниению всего прекрасного в семье. (Забавно, но я увидела одну замечательную параллель и одного любимого автора в этой идее: кое-где в США однажды тоже распадался мир и просыпались духи после смерти одной-единственной девушки, но это совсем другая история).

Семья в сборе

«Северный ветер» — пьеса Ренаты Литвиновой, которая с триумфом несколько лет шла в МХТ им. Чехова и даже прокатилась по стране. И хотя в фильме тоже не покидает ощущение постановочности (не ищите тут достоверность хотя бы из-за вычурного языка: тут все говорят по-литвиновски), он совсем другой. Эмоции ощущаются острее, погружение глубже.

Сложно описать, как выглядит происходящее на экране. Вас накрывает лавиной драм, страстей, страданий красивых людей, внезапной эротики (!), меха, бархата, брильянтов и бесконечного количества выпитого шампанского. И это очень красиво! 

Рената Литвинова постоянно пьёт шампанское, курит и пробует помирить своего сына с невесткой, а еще бесконечно ждёт звонка. Звук трели телефона — едва ли не главный здесь после невероятного саундтрека Земфиры. А почему — вы узнаете в самом конце. А пока — героиня замышляет ПЛАН и после его исполнения едет в машине под песню «Злой человек» и курит.

 

Литвинова — Дитрих

 

Маргарита тут настоящая злодейка, вершительница судьбы, но как всегда, не своей. Свою судьбу она может наладить только с помощью тринадцатого часа.

Стоит ли еще говорить о том, что фильм смотреть надо. Его нужно смотреть на большом экране, в него надо погрузиться, открыть портал в потусторонний мир и на время забыть о реальности. На всем сейчас это нужно.

Вместо послесловия. И всё же Рената Литвинова — настоящая волшебница, ведь в день премьеры её нового фильма даже в Краснодаре после весеннего «плюса» выпал снег, будто бы в поддержку её мрачной сказки. Люблю!