Я на тебе как на войне, а на войне как на тебе

…Итак, война — не только подлинный хамелеон, в каждом конкретном случае несколько меняющий свою природу; по своему общему облику (в отношении господствующих в ней тенденций) война представляет удивительную троицу, составленную из насилия, как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать, как слепой природный инстинкт; из игры вероятностей и случая, обращающих ее в арену свободной духовной деятельности; из подчиненности ее в качестве орудия политики, благодаря которому она подчиняется чистому рассудку.
Первая из этих 3 сторон главным образом относится к народу, вторая — больше к полководцу и его армии и третья — к правительству…
(из трактата «О войне» Карла фон Клаузевица (1832) в руках главной героини фильма)


Помню, как я решила посмотреть этот фильм. Был скучный вечер, захотелось чего-то красивого и не очень навязчивого. Но чтобы ну оооочень красиво.
Бертран Бонелло. Люблю. Красиво делает.
Но есть одно «но». «На войне» — явно не тот фильм, который подходит к описанию «не напрягающий», «лёгкий», «понятный» или «на один раз». По своей глубине мне он напомнил фильмы Тарковского, хотя я пока не много смотрела (по той же причине, что и этот бы не стала смотреть, если бы не обманчивое представление о нём). Лично мне для просмотра таких фильмов нужна подготовка, полная тишина и погружение. Ибо это сложно, глубоко, и после просмотра тебя не покидает ощущение, будто ты прочла здоровенную классическую книгу.
Но в целом, я не обманулась, было красиво. И мне очень понравилось, да. Бонелло до этого фильма я представляла иначе, судя по двум последним работам.

Итак, про кино. Это невероятная история об одном человеке, которому потребовалась полная перезагрузка. Проблема многих людей, причём, сейчас мы говорим о творческих людях, в том, что внутри происходит намного больше, чем снаружи. Снаружи карьера, большой дом, правда бардак в личной жизни и осведомлённость об именах элитных проституток, но со стороны обывателя это ничего страшного, у кого не бывает? А внутри – полная пустота и тупик, хоть в гроб клади (посмотревшие первые 20 минут фильма ухмыльнулись). А война – в твоей голове.
Решение режиссёра о том, как выйти из ситуации, довольно любопытное.
Герой помещается в замкнутую милитаризированную общину,  с соответствующей иерархией, где все живут по строгим правилам и в общем-то без правил. Главный закон – отдыхай, получай удовольствие и ничего не делай. Выдерживают не все, кто-то не справляется и пускает себе пулю в лоб, а кто-то перерождается. И если сначала идея не звонить друзьям и родственникам в течение двух недель кажется абсурдной, то в конце путешествия – главный герой перевоплощается в дикаря. Фильм про борьбу с самим собой, если кратко, про войну в своей голове.

А сверху наслаиваются причудливо и филигранно символы, пейзажи, интерьеры, образы. Потому что фильм «На войне» — это, я бы сказала, фильм-перфоманс. Во многом – фильм-спектакль, потому как происходит практически в одной локации, не допуская зрителя внутрь, предлагая посмотреть со стороны на происходящее действо, и, если хочется, принять участие. И вы не устоите от монотонного (или не очень) раскачивания во время странного танцевального действа в лесу. И тем самым станете соучастником событий. Причём, это «не допущение» происходит и со стороны главного героя, мы видим только внешние изменения, но не то, какая мотивация и какие процессы происходят у него, заставляя меняться. Пожалуй, в этой недосказанности, и главная сложность фильма.

Говорить об актёрских работах – излишне, Матьё Альмарик прекрасно вписался и выступает двойником режиссера, Азия Ардженто в роли предводительницы комунны — без вопросов. Кажется, эту роль автор писал под неё.

Красавицы Клотильда Эсме и юная Лея Сейду радуют глаз и врываются на экран своими печальными и романтичными образами.
Написала я всё это, наверное, даже не с тем, чтобы посоветовать. Фильм достаточно сложный, и спецефический, но для того, чтобы скорее разобраться в нём немного, записать свои мысли и попробовать чуть больше «расставить по полочкам» идею.